№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 4. Описание физических явлений или опытов
1.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки ___________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ___________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ___________________.

 

Запишите в ответ цифры в соответствующем порядке.

2.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) полная механическая энергия

2) кинетическая энергия

3) потенциальная энергия относительно поверхности Земли

 

Тело брошено вертикально вверх. По мере его подъёма на высоту h __________ увеличивается, его __________ уменьшается. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что __________ не изменяется.

 

Запишите в ответ цифры в соответствующем порядке.

3.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Два пластилиновых шарика катятся на встречу друг другу, при столкновении они сцепляются и катятся дальше, как одно тело. Импульс системы __________, механическая энергия системы __________. При увеличении скорости одного из шаров, его кинетическая энергия __________.

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) сохраняется

2) увеличивается

3) уменьшается

 

Два бильярдных шара одной массы покоятся на бильярдном столе. По одному из шаров ударили кием, он совершил абсолютно упругое соударение с другим шаром. После такого соударения скорость второго шара __________, механическая энергия системы __________, импульс системы __________.

5.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Мальчик подбросил мяч вертикально вверх. По мере подъёма полная механическая энергия мяча __________, кинетическая энергия __________. При уменьшении скорости мяча, кинетическая энергия мяча ___________.

6.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) полная механическая энергия

2) кинетическая энергия

3) потенциальная энергия относительно поверхности Земли

 

Мальчик подбросил мяч вертикально вверх. Пренебрегая сопротивлением воздуха, считаем, что __________ будет максимальной на максимально достижимой высоте, __________ будет минимальной в момент броска. __________ меняться не будет.

7.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Из арбалета стреляют в неподвижную мишень. Масса арбалета больше массы стрелы. Стрела попадает в мишень и испытывает неупругий удар. Импульс системы после удара __________, полная механическая энергия __________. Кинетическая энергия стрелы по мере приближения к мишени __________.

8.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

У «правильного» велосипедиста есть правило: скорость движения ___________ по мере приближения к подъёму дороги. Это связано с тем, что при подъёме __________ потенциальная энергия силы тяжести. Следовательно, кинетическая энергия велосипедиста __________, и возрастает шанс преодолеть подъём.

9.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Спортсмен, прыгая в высоту, отталкивается от поверхности Земли. Потенциальная энергия спортсмена __________, кинетическая энергия спортсмена по мере подъёма __________. В результате такого взаимодействия скорость Земли почти __________, поскольку Земля имеет очень большую массу по сравнению со спортсменом.

10.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Санки едут с горки. По мере того, как они съезжают кинетическая энергия санок __________, потенциальная энергия __________. Если пренебречь трением и сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия санок __________.

11.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

При абсолютно упругом ударе полная механическая энергия __________. При абсолютно неупругом ударе полная механическая энергия __________, полный импульс системы __________.

12.

Прочитайте текст и вставьте слова, слова могут повторяться:

 

1) только потенциальная энергия

2) суммарный импульс

3) полная механическая энергия

 

Две тележки одинаковой массы двигались навстречу друг другу с одинаковой скоростью. После абсолютно упругого столкновения тележки поехали в разные стороны с одинаковыми скоростями. В этой ситуации можно говорить о том, что ________________ системы равняется 0, если в системе действуют только консервативные силы _____________ энергия системы сохраняется.

13.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Две летящих пули, сталкиваясь друг с другом, сцепляются. Полный импульс системы __________, полная механическая энергия __________. Если бы они оттолкнулись друг от друга, то полная механическая энергия __________.

14.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) максимальное

2) минимальное

3) не меняется

 

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Мальчик подбросил мяч вертикально вверх. Сила трения о воздух мала. В момент столкновения с землей кинетическая энергия мяча имеет ____ значение, потенциальная энергия имеет ____ значение, а полная механическая энергия ____.

15.

Прочитайте текст и вставьте верные слова вместо пропусков.

 

1) Кинетическая

2) Потенциальная

3) Полная механическая

 

Во время штрафного удара мяч полетел вверх, его __________ энергия переходит в __________.

16.

Прочитайте текст и вставьте верные слова вместо пропусков.

 

1) Кинетическая

2) Потенциальная

3) Полная механическая

 

Автомобиль после остановки на обочине начинает ускоряться, энергия его двигателя переходит из __________ энергии в __________ энергию.

17.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) потенциальная

2) полная механическая

3) кинетическая

 

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Мальчик подбросил мяч вертикально вверх. Сила трения о воздух мала. В момент столкновения с землей ____ энергия мяча имеет максимальное значение, ____ энергия имеет минимальное значение, а ____ энергия не меняется.

18.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) полная механическая энергия

2) кинетическая энергия

3) полный импульс

 

Две летящих пули, сталкиваясь друг с другом, сцепляются. ____ системы сохраняется, ____ уменьшается. Если бы они оттолкнулись друг от друга, то ____ сохраняется.

19.

Про­чи­тай­те текст и вставьте про­пу­щен­ные слова:

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не изменяется

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

В поле силы тяжести качаются два одинаковых шара на одинаковой длины упругих нерастяжимых нитях, как показано на рисунке. Всякий раз они испытывают абсолютно упругое соударение друг с другом ровно посередине между точками их подвеса, трения о воздух нет. Полная механическая энергия системы ____, импульс до соударения и после соударения левого шара ____, импульс до соударения и после правого шара ____.

20.

Про­чи­тай­те текст и вставьте про­пу­щен­ные слова:

1) полная механическая

2) кинетическая

3) потенциальная

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

В поле силы тяжести качаются два одинаковых шара на одинаковой длины упругих нерастяжимых нитях, как показано на рисунке. Всякий раз они испытывают абсолютно упругое соударение друг с другом ровно посередине между точками их подвеса, трения о воздух нет. ____ энергия системы сохраняется, ____ энергия до соударения больше, чем в момент соударения, ____ энергия до соударения меньше, чем в момент соударения,.

21.

Про­чи­тай­те текст и вставьте про­пу­щен­ные слова:

1) зависит

2) не зависит

3) зависит в некоторых случаях

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от его положения относительно других тел. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от его массы. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести ____ от скорости движения.

22.

Вставьте верно слова, они могут повторяться. С некоторой высоты в поле силы тяжести мяч отпускается и летит вертикально вниз, а после удара об асфальт уже подлетает вертикально вверх, но на меньшую высоту, чем та, с которой его отпустили, трения о воздух нет. Импульс мяча до удара об асфальт _________ импульсу мяча после удара. Полная механическая энергия мяча _________, кинетическая энергия мяча до удара о землю ____ после удара о землю.

1. Равен

2. Не равен

3. Сохраняется

4. Не сохраняется

23.

Прочитайте текст и вставьте слова, слова могут повторяться:

 

1) потенциальная энергия

2) скорость

3) полная механическая энергия

 

Тележка без трения скатывается с горки с высоты h. По мере спуска __________ тележки растет, __________уменьшается, __________ остается постоянной.

24.

Про­чи­тай­те текст и вставьте про­пу­щен­ные слова:

1) кинетическая энергия

2) импульс системы

3) механическая энергия

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Два пластилиновых шарика катятся на встречу друг другу, при столкновении они сцепляются и катятся дальше, как одно тело. ____ не изменяется, ____ системы уменьшается. При увеличении скорости одного из шаров, его ____ увеличивается.

25.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

 

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

 

Слова в ответах могут повторяться.

 

Парашютист с раскрытым парашютом спускается с постоянной скоростью. По мере спуска кинетическая энергия парашютиста ____________ , потенциальная энергия парашютиста относительно поверхности Земли _____________. В рамках описанной системы, полная механическая энергия системы _____________.

26.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Снаряд, выпущенный под углом к горизонту, поднялся на максимальную высоту Н. При этом его потенциальная энергия __________, кинетическая энергия снаряда __________. При условии пренебрежения сопротивлением воздуха полная механическая энергия снаряда __________.

27.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Груз, подвешенный к пружине, совершает свободные колебания между точками 1 и 3. При перемещении между точками 1 и 2 потенциальная энергия груза __________, скорость груза__________, масса груза __________.

28.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

С вершины наклонной плоскости из состояния покоя соскальзывает без трения груз массой m. При спуске кинетическая энергия груза __________, потенциальная энергия груза__________, полная механическая энергия груза __________.

29.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Шарик, брошенный горизонтально с высоты Н с начальной скоростью v0, упал на расстоянии L от точки бросания. Сопротивлением воздуха пренебречь. Кинетическая энергия шарика __________, потенциальная энергия шарика __________, скорость шарика __________.

30.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Груз, прикреплённый к пружине, совершает свободные колебания по гладкому столу между точками 1 и 3. При перемещении между точками 2 и 3 кинетическая энергия груза __________, жёсткость пружины __________, полная механическая энергия системы груз — пружина __________.

31.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

При переходе спутника Земли на более высокую круговую орбиту его скорость уменьшается. При этом потенциальная энергия спутника в поле тяжести Земли __________, импульс спутника __________, кинетическая энергия спутника __________.

32.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

После удара тело начало скользить вверх по гладкой наклонной плоскости со скоростью . При этом потенциальная энергия тела __________, кинетическая энергия тела __________, импульс тела __________.

33.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Шарик бросили вертикально вверх с начальной скоростью v0. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Импульс шарика при движении вверх __________, кинетическая энергия __________. При этом потенциальная энергия шарика __________.

34.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Груз на нити совершает колебания между точками 1 и 3. Сопротивлением воздуха пренебречь. При движении между точками 3 и 2 импульс груза __________, потенциальная энергия груза __________, кинетическая энергия груза __________.

35.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Шар, движущийся по гладкому горизонтальному столу с некоторой скоростью, налетел на такой же покоящийся шар. В результате столкновения первый шар остановился. Импульс первого шара __________, импульс второго шара __________, импульс системы двух шаров __________.

36.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков словосочетания из приведённого списка.

 

1) оставаться неподвижным

2) перемещаться вслед за магнитом

3) отталкиваться от магнита

4) совершать колебания

5) выдвигать из кольца

6) вдвигать в кольцо

 

На рисунке изображён момент демонстрационного эксперимента по проверке правила Ленца, когда все предметы неподвижны. Южный полюс магнита находится внутри сплошного металлического кольца, но не касается его. Коромысло с металлическими кольцами может свободно вращаться вокруг вертикальной опоры. Если начать выдвигать магнит из сплошного кольца, то кольцо будет _______________________________. Если магнит начать ______________________с разрезом, то кольцо будет ___________________________.

37.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В 1827 году Роберт Броун, исследуя цветочную пыльцу под микроскопом, установил, что в растительном соке плавающие пыльцевые зёрна совершают _____________________________. Броуновское движение происходит из-за того, что все жидкости и газы состоят из молекул, которые находятся в тепловом движении и непрерывно __________________________________. С повышением температуры интенсивность броуновского движения __________________________________.

Список слов, словосочетаний

1) гармонические колебания

2) беспорядочное движение

3) взаимодействуют друг с другом

4) толкают броуновскую частицу

5) притягиваются к броуновской частице

6) увеличивается

7) уменьшается

8) не изменяется

38.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка. В конце XVIII века английский инженер и физик Бенджамин Румфорд заметил, что при высверливании канала в пушечном стволе выделяется большое количество теплоты. Чтобы исследовать это явление, Румфорд проделал следующий опыт: в высверленный канал поместил сверло, плотно прижатое к стенкам канала и приводившееся во вращение конской тягой. Термометр, вставленный в пушечный ствол, показал, что за 30 минут операции ________________________________________________________. Далее Румфорд повторил опыт, погрузив пушечный ствол со сверлом в сосуд с водой (см. рисунок). В процессе сверления ____________________ и спустя 2,5 часа закипала. Таким образом, опыт Румфорда доказал, что внутренняя энергия тела может быть изменена ____________________________________.

Список словосочетаний

1) вода нагревалась

2) вода испарялась

3) сверло затупилось

4) температура ствола значительно повысилась

5) температура ствола значительно понизилась

6) путём совершения механической работы

7) при теплопередаче

8) за счёт сгорания топлива

39.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для исследования электризации тел возьмём мелко нарезанную бумагу, стеклянную палочку и кусок шёлка. Если натереть стеклянную палочку о шёлк, а затем поднести её к мелко нарезанным бумажкам, то наблюдается _____________________________________________________. Это взаимодействие объясняется электризацией кусочков бумаги посредством __________________. Объясняется электризация перераспределением ______________________________ между телами или внутри тела.

 

Список слов и словосочетаний

1) взаимодействие между стеклянной палочкой и куском шёлка

2) притяжение листочков бумаги к стеклянной палочке

3) магнитное притяжение листочков бумаги друг к другу

4) трения

5) влияния

6) соприкосновения

7) электрического заряда

8) нейтральных молекул

40.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опыта понадобится стеклянная палочка, лист бумаги и бумажный султан, закреплённый на железном стержне. Если потереть палочку листом бумаги, то палочка и лист бумаги приобретают _____________________________________. Султан заряжают тем же зарядом, что и заряд палочки. При поднесении палочки к султану будет наблюдаться отталкивание полосок бумаги султана от палочки. Это происходит из-за ___________________. Если подносить к султану не палочку, а лист бумаги, то полоски бумаги султана будут _____________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) положительные электрические заряды

2) разноимённые электрические заряды

3) одноименные электрические заряды

4) взаимодействия зарядов

5) трения

6) отталкиваться друг от друга

7) притягиваться к бумаге

41.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Возьмём простой железный гвоздь, обмотаем его проволокой и подключим её к батарейке (рис. 1). Мы получим _______________________________, магнитные свойства которого можно наблюдать по притяжению к нему _____________________________________. Для определения полюсов магнита можно воспользоваться магнитной стрелкой. Так, в точке А изображённого на рис. 2 соленоида находится ____________________________.

 

 

Список слов и словосочетаний

1) постоянный полосовой магнит

2) электромагнит

3) стальные гвоздики

4) алюминиевые опилки

5) пластмассовые скрепки

6) южный магнитный полюс

7) северный магнитный полюс

42.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для того чтобы исследовать влияние магнитного поля на проводник с током, соберём следующую установку: прямой проводник с током поместим между полюсами дугообразного магнита (см. рисунок). В этом случае ток в проводнике протекает ______________________ магнитным линиям магнита. При замыкании цепи на проводник действует ____________________________, и проводник будет втягиваться в область магнита. Для того чтобы действующая на проводник сила выталкивала проводник с током из области магнита, можно перевернуть дугообразный магнит или ___________________________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) параллельно

2) перпендикулярно

3) выталкивающая сила

4) сила Кулона

5) сила Ампера

6) сместить ползунок реостата влево

7) поменять полярность подключения источника тока

43.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опытов по изучению плавания тел Кирилл использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от ______________ соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________________. При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, ____________________, а выталкивающая сила ________________.

 

Список слов

1) максимальной

2) минимальной

3) концентрации

4) массы

5) увеличивается

6) уменьшается

7) не изменяется

44.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло __________________ с соком и спиртом. Жидкости _____________________________, и слои жидкостей распределены в соответствии с _________________________________.

Список слов и словосочетаний

1) не взаимодействует

2) не смешивается

3) имеют одинаковый объём

4) имеют одинаковую массу

5) имеют разную плотность

6) условием плавания тел

7) законом Гука

45.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для изучения электрических свойств стержня проведём следующий опыт. Возьмём два электрометра. Один из них зарядим, а другой, наоборот, разрядим (см. рисунок).

Надев прорезиненную перчатку, возьмём стержень и соединим с помощью него шары электрометров. Резина является диэлектриком и выполняет роль изолятора между стержнем и кожей человека, являющейся ________________________.

Если материал стрежня относится к ________________________, то после соединения стержнем шаров электрометров совершенно ничего не происходит. То есть второй электрометр остаётся незаряженным. Это объясняется тем, что ____________________________________.

Список слов и словосочетаний

1) проводник

2) диэлектрик

3) материал

4) вещество

5) проводники проводят электрический заряд

6) диэлектрики не проводят электрический заряд

7) стержень электризуется при соприкосновении

46.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для того чтобы воспроизвести опыт Эрстеда, к источнику тока через реостат подключим прямой проводник, возле которого расположена магнитная стрелка (см. рисунок). При замыкании электрической цепи __________________________________________________. При этом магнитная стрелка всегда ______________________________________________. Отклонение стрелки доказывает, что вокруг проводника с электрическим током существует ____________________________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) по проводнику протекает электрический ток

2) в проводнике накапливается электрический заряд

3) ориентируется параллельно проводнику

4) ориентируется перпендикулярно проводнику

5) поворачивается на 180°

6) электростатическое поле

7) магнитное поле

47.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В 1831 году английский учёный М. Фарадей в своей лаборатории собрал установку, упрощённая модель которой изображена на рисунке. Проведённые на этой установке опыты позволили наблюдать явление ___________________________________________. Верхняя катушка подключена к источнику электрического тока, а нижняя катушка замкнута на __________________________. Электрический ток во второй катушке возникает в момент, когда происходит ____________________________________________ в верхней катушке.

 

Список слов и словосочетаний

1) магнитное взаимодействие двух соленоидов

2) электромагнитная индукция

3) включение или выключение источника тока

4) протекание постоянного электрического тока

5) вольтметр

6) гальванометр

48.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В 1832 году американский физик Дж. Генри открыл явление, которое можно увидеть в эксперименте. Схема эксперимента представлена на рисунке. Генри использовал плоские катушки из полосовой меди, индуктивность которых значительно превышала индуктивность обычных проволочных соленоидов. Опыт показывает, что при наличии в цепи мощной катушки электрический ток при замыкании источника тока достигает своего максимального значения ________________________, чем без катушки. Экспериментально это проявлялось в том, что при замыкании цепи ____________ загоралась раньше по сравнению с ________________. Это явление в физике называется _________________________________________.

 

Список слов

1) быстрее

2) медленнее

3) лампа (1)

4) лампа (2)

5) индуктивность

6) самоиндукция

7) электроёмкость

49.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В закрытом подвижным поршнем цилиндре находится воздух и небольшое количество топлива. При быстром нажатии на поршень воздух в цилиндре _______________________, температура воздуха ________________________ и топливо воспламеняется (см. рисунок). При быстром нажатии на поршень количество теплоты от газа в цилиндре не успеет передаться наружу, и происходящий с воздухом процесс можно считать ___________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) сжимается

2) расширяется

3) резко повышается

4) резко понижается

5) изохорным

6) адиабатным

7) изотермическим

50.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова из приведённого списка.

В сосуде, закрытом пробкой, через которую пропущен шланг насоса, находится небольшое количество воды. При нагнетании в сосуд воздуха давление в сосуде ___________________, и пробка вылетает из сосуда. При этом в сосуде наблюдается туман (см. рисунок), так как при быстром расширении температура воздуха в сосуде _____________________________. При быстром процессе вылетания пробки теплообмен не успевает произойти, и происходящий с воздухом процесс можно считать ___________________.

 

Список слов

1) повышается

2) понижается

3) не изменяется

4) изохорным

5) адиабатным

6) изотермическим

51.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Рассмотрим опыт с полосовым магнитом и катушкой, замкнутой на ________________________________ (см. рисунок). Пока магнит находится в покое, электрический ток через катушку не протекает. Если вносить магнит в катушку, то в катушке появится электрический ток, о чём свидетельствует отклонение стрелки прибора. При вынесении магнита из катушки ______________________________________________. Следовательно, возникновение электрического тока в катушке объясняется ______________________________________________ в катушке.

 

Список слов и словосочетаний

1) направление тока меняется на противоположное

2) сила тока в катушке резко уменьшается

3) электрический ток в катушке отсутствует

4) наличие магнитного поля

5) изменение магнитного поля

6) вольтметр

7) гальванометр

52.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова из приведённого списка.

В 1832 году американский физик Дж. Генри открыл явление, которое можно увидеть в эксперименте. Схема эксперимента представлена на рисунке.

Генри использовал плоские катушки из полосовой меди, индуктивность которых значительно превышала индуктивность обычных проволочных соленоидов. Опыт показывает, что при наличии в цепи мощной катушки электрический ток при отключении источника тока затухает ________________________, чем без катушки. Экспериментально это проявлялось в том, что при размыкании цепи ____________ гасла раньше по сравнению с ________________. Это явление в физике называется _________________________________________.

 

Список слов

1) быстрее

2) медленнее

3) лампа (1)

4) лампа (2)

5) индуктивность

6) самоиндукция

7) электроёмкость

53.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Стеклянная колба закрыта пробкой, через которую введена резиновая трубка. Охладим воздух, находящийся в колбе, поместив её в снег или в холодную воду. После этого опустим резиновую трубку в прозрачный сосуд, заполненный водой, и повысим температуру воздуха в колбе, нагревая её руками (см. рисунок). В процессе нагревания колбы можно наблюдать, как _______________________________ ______________________________. Если нагревание воздуха в колбе происходит достаточно медленно, то давление воздуха в колбе _________________________________, и процесс можно считать ________________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) вода частично заполняет колбу

2) пузырьки воздуха выходят из трубки в воду

3) остаётся равным атмосферному

4) медленно повышается

5) адиабатным

6) изобарным

7) изотермическим

54.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для исследования зависимости давления газа от занимаемого им объёма, соберём установку, состоящую из соединённых тонким шлангом гофрированного сосуда и манометра. Когда давление газа в сосуде равно атмосферному, стрелка манометра стоит против нулевого деления. Объём гофрированного сосуда может изменяться. Изменение объёма газа связано с изменением __________________________________________. Масса воздуха в сосуде не меняется. В процессе сжатия газа в сосуде показания манометра _________________________. Если сжатие происходит медленно, то процесс можно считать _________________________.

 

Список слов и словосочетаний

1) площади поперечного сечения сосуда

2) высоты сосуда

3) остаются неизменными

4) увеличиваются

5) уменьшаются

6) адиабатным

7) изотермическим

55.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для изучения электрических свойств стержня проведём следующий опыт. Возьмём два электрометра. Один из них зарядим, а другой, наоборот, разрядим (см. рисунок).

Теперь возьмём стержень с помощью пластмассовой ручки и соединим стержнем шары электрометров. Пластмасса является ________________________ и выполняет роль изолятора между стержнем и кожей человека. Если материал стрежня относится к ________________________, то листочки незаряженного электрометра практически моментально отклонятся от вертикального положения. Это объясняется ____________________________________________________ между двумя электрометрами.

 

Список слов и словосочетаний

1) проводник

2) диэлектрик

3) материал

4) вещество

5) электризация металлического стержня через влияние

6) протекание свободного электрического заряда

56.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В целях исследования взаимодействия проводников с электрическим током А. Ампер провёл ряд экспериментов с параллельно расположенными проводниками. Ампер установил, что если по двум расположенным параллельно проводникам течёт электрический ток ___________________________, то такие проводники притягиваются. И наоборот.

На основании многочисленных опытов учёные сделали вывод, что вокруг магнита, или проводника с током, или электрически заряженной движущейся частицы существует _____________________________________. Взаимодействие постоянных магнитов Ампер объяснил, предположив существование внутри магнита _______________________ электрических токов.

 

Список слов и словосочетаний

1) в противоположных направлениях

2) в одном направлении

3) магнитные заряды

4) магнитное поле

5) электростатическое поле

6) молекулярные

7) затухающие