№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания 4. Описание физических явлений или опытов
1.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

С крыши дома ото­рва­лась со­суль­ка. По мере её па­де­ния ки­не­ти­че­ская энер­гия со­суль­ки ___________________, её по­тен­ци­аль­ная энер­гия от­но­си­тель­но по­верх­но­сти Земли ___________________. Если пре­не­бречь со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха, то можно го­во­рить о том, что пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия со­суль­ки ___________________.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке.

2.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия

2) ки­не­ти­че­ская энер­гия

3) по­тен­ци­аль­ная энер­гия от­но­си­тель­но по­верх­но­сти Земли

 

Тело бро­ше­но вер­ти­каль­но вверх. По мере его подъёма на вы­со­ту h __________ уве­ли­чи­ва­ет­ся, его __________ умень­ша­ет­ся. Если пре­не­бречь со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха, то можно го­во­рить о том, что __________ не из­ме­ня­ет­ся.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке.

3.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Два пла­сти­ли­но­вых ша­ри­ка ка­тят­ся на встре­чу друг другу, при столк­но­ве­нии они сцеп­ля­ют­ся и ка­тят­ся даль­ше, как одно тело. Им­пульс си­сте­мы __________, ме­ха­ни­че­ская энер­гия си­сте­мы __________. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти од­но­го из шаров, его ки­не­ти­че­ская энер­гия __________.

4.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Два би­льярд­ных шара одной массы по­ко­ят­ся на би­льярд­ном столе. По од­но­му из шаров уда­ри­ли кием, он со­вер­шил аб­со­лют­но упру­гое со­уда­ре­ние с дру­гим шаром. После та­ко­го со­уда­ре­ния ско­рость вто­ро­го шара __________, ме­ха­ни­че­ская энер­гия си­сте­мы __________, им­пульс си­сте­мы __________.

5.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Маль­чик под­бро­сил мяч вер­ти­каль­но вверх. По мере подъёма пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия мяча __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия __________. При умень­ше­нии ско­ро­сти мяча, ки­не­ти­че­ская энер­гия мяча ___________.

6.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия

2) ки­не­ти­че­ская энер­гия

3) по­тен­ци­аль­ная энер­гия от­но­си­тель­но по­верх­но­сти Земли

 

Маль­чик под­бро­сил мяч вер­ти­каль­но вверх. Пре­не­бре­гая со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха, счи­та­ем, что __________ будет мак­си­маль­ной на мак­си­маль­но до­сти­жи­мой вы­со­те, __________ будет ми­ни­маль­ной в мо­мент брос­ка. __________ ме­нять­ся не будет.

7.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Из ар­ба­ле­та стре­ля­ют в не­по­движ­ную ми­шень. Масса ар­ба­ле­та боль­ше массы стре­лы. Стре­ла по­па­да­ет в ми­шень и ис­пы­ты­ва­ет не­упру­гий удар. Им­пульс си­сте­мы после удара __________, пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия __________. Ки­не­ти­че­ская энер­гия стре­лы по мере при­бли­же­ния к ми­ше­ни __________.

8.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

У «пра­виль­но­го» ве­ло­си­пе­ди­ста есть пра­ви­ло: ско­рость дви­же­ния ___________ по мере при­бли­же­ния к подъёму до­ро­ги. Это свя­за­но с тем, что при подъёме __________ по­тен­ци­аль­ная энер­гия силы тя­же­сти. Сле­до­ва­тель­но, ки­не­ти­че­ская энер­гия ве­ло­си­пе­ди­ста __________, и воз­рас­та­ет шанс пре­одо­леть подъём.

9.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Спортс­мен, пры­гая в вы­со­ту, от­тал­ки­ва­ет­ся от по­верх­но­сти Земли. По­тен­ци­аль­ная энер­гия спортс­ме­на __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия спортс­ме­на по мере подъёма __________. В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия ско­рость Земли почти __________, по­сколь­ку Земля имеет очень боль­шую массу по срав­не­нию со спортс­ме­ном.

10.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Санки едут с горки. По мере того, как они съез­жа­ют ки­не­ти­че­ская энер­гия санок __________, по­тен­ци­аль­ная энер­гия __________. Если пре­не­бречь тре­ни­ем и со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха, то можно го­во­рить о том, что пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия санок __________.

11.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

При аб­со­лют­но упру­гом ударе пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия __________. При аб­со­лют­но не­упру­гом ударе пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия __________, пол­ный им­пульс си­сте­мы __________.

12.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те слова, слова могут по­вто­рять­ся:

 

1) толь­ко по­тен­ци­аль­ная энер­гия

2) сум­мар­ный им­пульс

3) пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия

 

Две те­леж­ки оди­на­ко­вой массы дви­га­лись нав­стре­чу друг другу с оди­на­ко­вой ско­ро­стью. После аб­со­лют­но упру­го­го столк­но­ве­ния те­леж­ки по­еха­ли в раз­ные сто­ро­ны с оди­на­ко­вы­ми ско­ро­стя­ми. В этой си­ту­а­ции можно го­во­рить о том, что ________________ си­сте­мы рав­ня­ет­ся 0, если в си­сте­ме дей­ству­ют толь­ко кон­сер­ва­тив­ные силы _____________ энер­гия си­сте­мы со­хра­ня­ет­ся.

13.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) со­хра­ня­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) умень­ша­ет­ся

 

Две ле­тя­щих пули, стал­ки­ва­ясь друг с дру­гом, сцеп­ля­ют­ся. Пол­ный им­пульс си­сте­мы __________, пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия __________. Если бы они от­толк­ну­лись друг от друга, то пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия __________.

14.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) мак­си­маль­ное

2) ми­ни­маль­ное

3) не ме­ня­ет­ся

 

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Маль­чик под­бро­сил мяч вер­ти­каль­но вверх. Сила тре­ния о воз­дух мала. В мо­мент столк­но­ве­ния с зем­лей ки­не­ти­че­ская энер­гия мяча имеет ____ зна­че­ние, по­тен­ци­аль­ная энер­гия имеет ____ зна­че­ние, а пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия ____.

15.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те вер­ные слова вме­сто про­пус­ков.

 

1) Ки­не­ти­че­ская

2) По­тен­ци­аль­ная

3) Пол­ная ме­ха­ни­че­ская

 

Во время штраф­но­го удара мяч по­ле­тел вверх, его __________ энер­гия пе­ре­хо­дит в __________.

16.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те вер­ные слова вме­сто про­пус­ков.

 

1) Ки­не­ти­че­ская

2) По­тен­ци­аль­ная

3) Пол­ная ме­ха­ни­че­ская

 

Ав­то­мо­биль после оста­нов­ки на обо­чи­не на­чи­на­ет уско­рять­ся, энер­гия его дви­га­те­ля пе­ре­хо­дит из __________ энер­гии в __________ энер­гию.

17.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) по­тен­ци­аль­ная

2) пол­ная ме­ха­ни­че­ская

3) ки­не­ти­че­ская

 

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Маль­чик под­бро­сил мяч вер­ти­каль­но вверх. Сила тре­ния о воз­дух мала. В мо­мент столк­но­ве­ния с зем­лей ____ энер­гия мяча имеет мак­си­маль­ное зна­че­ние, ____ энер­гия имеет ми­ни­маль­ное зна­че­ние, а ____ энер­гия не ме­ня­ет­ся.

18.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

1) пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия

2) ки­не­ти­че­ская энер­гия

3) пол­ный им­пульс

 

Две ле­тя­щих пули, стал­ки­ва­ясь друг с дру­гом, сцеп­ля­ют­ся. ____ си­сте­мы со­хра­ня­ет­ся, ____ умень­ша­ет­ся. Если бы они от­толк­ну­лись друг от друга, то ____ со­хра­ня­ет­ся.

19.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

В поле силы тя­же­сти ка­ча­ют­ся два оди­на­ко­вых шара на оди­на­ко­вой длины упру­гих не­рас­тя­жи­мых нитях, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Вся­кий раз они ис­пы­ты­ва­ют аб­со­лют­но упру­гое со­уда­ре­ние друг с дру­гом ровно по­се­ре­ди­не между точ­ка­ми их под­ве­са, тре­ния о воз­дух нет. Пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия си­сте­мы ____, им­пульс до со­уда­ре­ния и после со­уда­ре­ния ле­во­го шара ____, им­пульс до со­уда­ре­ния и после пра­во­го шара ____.

20.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) пол­ная ме­ха­ни­че­ская

2) ки­не­ти­че­ская

3) по­тен­ци­аль­ная

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

В поле силы тя­же­сти ка­ча­ют­ся два оди­на­ко­вых шара на оди­на­ко­вой длины упру­гих не­рас­тя­жи­мых нитях, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Вся­кий раз они ис­пы­ты­ва­ют аб­со­лют­но упру­гое со­уда­ре­ние друг с дру­гом ровно по­се­ре­ди­не между точ­ка­ми их под­ве­са, тре­ния о воз­дух нет. ____ энер­гия си­сте­мы со­хра­ня­ет­ся, ____ энер­гия до со­уда­ре­ния боль­ше, чем в мо­мент со­уда­ре­ния, ____ энер­гия до со­уда­ре­ния мень­ше, чем в мо­мент со­уда­ре­ния,.

21.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) за­ви­сит

2) не за­ви­сит

3) за­ви­сит в не­ко­то­рых слу­ча­ях

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

По­тен­ци­аль­ная энер­гия тела в поле силы тя­же­сти ____ от его по­ло­же­ния от­но­си­тель­но дру­гих тел. По­тен­ци­аль­ная энер­гия тела в поле силы тя­же­сти ____ от его массы. По­тен­ци­аль­ная энер­гия тела в поле силы тя­же­сти ____ от ско­ро­сти дви­же­ния.

22.

Вставь­те верно слова, они могут по­вто­рять­ся. С не­ко­то­рой вы­со­ты в поле силы тя­же­сти мяч от­пус­ка­ет­ся и летит вер­ти­каль­но вниз, а после удара об ас­фальт уже под­ле­та­ет вер­ти­каль­но вверх, но на мень­шую вы­со­ту, чем та, с ко­то­рой его от­пу­сти­ли, тре­ния о воз­дух нет. Им­пульс мяча до удара об ас­фальт _________ им­пуль­су мяча после удара. Пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия мяча _________, ки­не­ти­че­ская энер­гия мяча до удара о землю ____ после удара о землю.

1. Равен

2. Не равен

3. Со­хра­ня­ет­ся

4. Не со­хра­ня­ет­ся

23.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те слова, слова могут по­вто­рять­ся:

 

1) по­тен­ци­аль­ная энер­гия

2) ско­рость

3) пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия

 

Те­леж­ка без тре­ния ска­ты­ва­ет­ся с горки с вы­со­ты h. По мере спус­ка __________ те­леж­ки рас­тет, __________умень­ша­ет­ся, __________ оста­ет­ся по­сто­ян­ной.

24.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

1) ки­не­ти­че­ская энер­гия

2) им­пульс си­сте­мы

3) ме­ха­ни­че­ская энер­гия

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Два пла­сти­ли­но­вых ша­ри­ка ка­тят­ся на встре­чу друг другу, при столк­но­ве­нии они сцеп­ля­ют­ся и ка­тят­ся даль­ше, как одно тело. ____ не из­ме­ня­ет­ся, ____ си­сте­мы умень­ша­ет­ся. При уве­ли­че­нии ско­ро­сти од­но­го из шаров, его ____ уве­ли­чи­ва­ет­ся.

25.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) уве­ли­чи­ва­ет­ся

2) умень­ша­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Слова в от­ве­тах могут по­вто­рять­ся.

 

Па­ра­шю­тист с рас­кры­тым па­ра­шю­том спус­ка­ет­ся с по­сто­ян­ной ско­ро­стью. По мере спус­ка ки­не­ти­че­ская энер­гия па­ра­шю­ти­ста ____________ , по­тен­ци­аль­ная энер­гия па­ра­шю­ти­ста от­но­си­тель­но по­верх­но­сти Земли _____________. В рам­ках опи­сан­ной си­сте­мы, пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия си­сте­мы _____________.

26.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Сна­ряд, вы­пу­щен­ный под углом к го­ри­зон­ту, под­нял­ся на мак­си­маль­ную вы­со­ту Н. При этом его по­тен­ци­аль­ная энер­гия __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия сна­ря­да __________. При усло­вии пре­не­бре­же­ния со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия сна­ря­да __________.

27.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Груз, под­ве­шен­ный к пру­жи­не, со­вер­ша­ет сво­бод­ные ко­ле­ба­ния между точ­ка­ми 1 и 3. При пе­ре­ме­ще­нии между точ­ка­ми 1 и 2 по­тен­ци­аль­ная энер­гия груза __________, ско­рость груза__________, масса груза __________.

28.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

С вер­ши­ны на­клон­ной плос­ко­сти из со­сто­я­ния покоя со­скаль­зы­ва­ет без тре­ния груз мас­сой m. При спус­ке ки­не­ти­че­ская энер­гия груза __________, по­тен­ци­аль­ная энер­гия груза__________, пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия груза __________.

29.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Шарик, бро­шен­ный го­ри­зон­таль­но с вы­со­ты Н с на­чаль­ной ско­ро­стью v0, упал на рас­сто­я­нии L от точки бро­са­ния. Со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха пре­не­бречь. Ки­не­ти­че­ская энер­гия ша­ри­ка __________, по­тен­ци­аль­ная энер­гия ша­ри­ка __________, ско­рость ша­ри­ка __________.

30.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Груз, при­креплённый к пру­жи­не, со­вер­ша­ет сво­бод­ные ко­ле­ба­ния по глад­ко­му столу между точ­ка­ми 1 и 3. При пе­ре­ме­ще­нии между точ­ка­ми 2 и 3 ки­не­ти­че­ская энер­гия груза __________, жёсткость пру­жи­ны __________, пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия си­сте­мы груз — пру­жи­на __________.

31.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

При пе­ре­хо­де спут­ни­ка Земли на более вы­со­кую кру­го­вую ор­би­ту его ско­рость умень­ша­ет­ся. При этом по­тен­ци­аль­ная энер­гия спут­ни­ка в поле тя­же­сти Земли __________, им­пульс спут­ни­ка __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия спут­ни­ка __________.

32.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

После удара тело на­ча­ло сколь­зить вверх по глад­кой на­клон­ной плос­ко­сти со ско­ро­стью . При этом по­тен­ци­аль­ная энер­гия тела __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия тела __________, им­пульс тела __________.

33.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Шарик бро­си­ли вер­ти­каль­но вверх с на­чаль­ной ско­ро­стью v0. Со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха пре­не­бре­жи­мо мало. Им­пульс ша­ри­ка при дви­же­нии вверх __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия __________. При этом по­тен­ци­аль­ная энер­гия ша­ри­ка __________.

34.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Груз на нити со­вер­ша­ет ко­ле­ба­ния между точ­ка­ми 1 и 3. Со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха пре­не­бречь. При дви­же­нии между точ­ка­ми 3 и 2 им­пульс груза __________, по­тен­ци­аль­ная энер­гия груза __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия груза __________.

35.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова. Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Шар, дви­жу­щий­ся по глад­ко­му го­ри­зон­таль­но­му столу с не­ко­то­рой ско­ро­стью, на­ле­тел на такой же по­ко­я­щий­ся шар. В ре­зуль­та­те столк­но­ве­ния пер­вый шар оста­но­вил­ся. Им­пульс пер­во­го шара __________, им­пульс вто­ро­го шара __________, им­пульс си­сте­мы двух шаров __________.

36.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков сло­во­со­че­та­ния из при­ведённого спис­ка.

 

1) оста­вать­ся не­по­движ­ным

2) пе­ре­ме­щать­ся вслед за маг­ни­том

3) от­тал­ки­вать­ся от маг­ни­та

4) со­вер­шать ко­ле­ба­ния

5) вы­дви­гать из коль­ца

6) вдви­гать в коль­цо

 

На ри­сун­ке изоб­ражён мо­мент де­мон­стра­ци­он­но­го экс­пе­ри­мен­та по про­вер­ке пра­ви­ла Ленца, когда все пред­ме­ты не­по­движ­ны. Южный полюс маг­ни­та на­хо­дит­ся внут­ри сплош­но­го ме­тал­ли­че­ско­го коль­ца, но не ка­са­ет­ся его. Ко­ро­мыс­ло с ме­тал­ли­че­ски­ми коль­ца­ми может сво­бод­но вра­щать­ся во­круг вер­ти­каль­ной опоры. Если на­чать вы­дви­гать маг­нит из сплош­но­го коль­ца, то коль­цо будет _______________________________. Если маг­нит на­чать ______________________с раз­ре­зом, то коль­цо будет ___________________________.

37.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

В 1827 году Ро­берт Броун, ис­сле­дуя цве­точ­ную пыль­цу под мик­ро­ско­пом, уста­но­вил, что в рас­ти­тель­ном соке пла­ва­ю­щие пыль­це­вые зёрна со­вер­ша­ют _____________________________. Бро­унов­ское дви­же­ние про­ис­хо­дит из-за того, что все жид­ко­сти и газы со­сто­ят из мо­ле­кул, ко­то­рые на­хо­дят­ся в теп­ло­вом дви­же­нии и не­пре­рыв­но __________________________________. С по­вы­ше­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры ин­тен­сив­ность бро­унов­ско­го дви­же­ния __________________________________.

Спи­сок слов, сло­во­со­че­та­ний

1) гар­мо­ни­че­ские ко­ле­ба­ния

2) бес­по­ря­доч­ное дви­же­ние

3) вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом

4) тол­ка­ют бро­унов­скую ча­сти­цу

5) при­тя­ги­ва­ют­ся к бро­унов­ской ча­сти­це

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся

7) умень­ша­ет­ся

8) не из­ме­ня­ет­ся

38.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка. В конце XVIII века английский инженер и физик Бенджамин Румфорд заметил, что при высверливании канала в пушечном стволе выделяется большое количество теплоты. Чтобы исследовать это явление, Румфорд проделал следующий опыт: в высверленный канал поместил сверло, плотно прижатое к стенкам канала и приводившееся во вращение конской тягой. Термометр, вставленный в пушечный ствол, показал, что за 30 минут операции ________________________________________________________. Далее Румфорд повторил опыт, погрузив пушечный ствол со сверлом в сосуд с водой (см. рисунок). В процессе сверления ____________________ и спустя 2,5 часа закипала. Таким образом, опыт Румфорда доказал, что внутренняя энергия тела может быть изменена ____________________________________.

Список словосочетаний

1) вода нагревалась

2) вода испарялась

3) сверло затупилось

4) температура ствола значительно повысилась

5) температура ствола значительно понизилась

6) путём совершения механической работы

7) при теплопередаче

8) за счёт сгорания топлива

39.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для ис­сле­до­ва­ния элек­три­за­ции тел возьмём мелко на­ре­зан­ную бу­ма­гу, стек­лян­ную па­лоч­ку и кусок шёлка. Если на­те­реть стек­лян­ную па­лоч­ку о шёлк, а затем под­не­сти её к мелко на­ре­зан­ным бу­маж­кам, то на­блю­да­ет­ся _____________________________________________________. Это вза­и­мо­дей­ствие объ­яс­ня­ет­ся элек­три­за­ци­ей ку­соч­ков бу­ма­ги по­сред­ством __________________. Объ­яс­ня­ет­ся элек­три­за­ция пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем ______________________________ между те­ла­ми или внут­ри тела.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) вза­и­мо­дей­ствие между стек­лян­ной па­лоч­кой и кус­ком шёлка

2) при­тя­же­ние ли­сточ­ков бу­ма­ги к стек­лян­ной па­лоч­ке

3) маг­нит­ное при­тя­же­ние ли­сточ­ков бу­ма­ги друг к другу

4) тре­ния

5) вли­я­ния

6) со­при­кос­но­ве­ния

7) элек­три­че­ско­го за­ря­да

8) ней­траль­ных мо­ле­кул

40.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для про­ве­де­ния опыта по­на­до­бит­ся стек­лян­ная па­лоч­ка, лист бу­ма­ги и бу­маж­ный сул­тан, за­креплённый на же­лез­ном стерж­не. Если по­те­реть па­лоч­ку ли­стом бу­ма­ги, то па­лоч­ка и лист бу­ма­ги при­об­ре­та­ют _____________________________________. Сул­тан за­ря­жа­ют тем же за­ря­дом, что и заряд па­лоч­ки. При под­не­се­нии па­лоч­ки к сул­та­ну будет на­блю­дать­ся от­тал­ки­ва­ние по­ло­сок бу­ма­ги сул­та­на от па­лоч­ки. Это про­ис­хо­дит из-за ___________________. Если под­но­сить к сул­та­ну не па­лоч­ку, а лист бу­ма­ги, то по­лос­ки бу­ма­ги сул­та­на будут _____________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) по­ло­жи­тель­ные элек­три­че­ские за­ря­ды

2) раз­но­имённые элек­три­че­ские за­ря­ды

3) од­но­имен­ные элек­три­че­ские за­ря­ды

4) вза­и­мо­дей­ствия за­ря­дов

5) тре­ния

6) от­тал­ки­вать­ся друг от друга

7) при­тя­ги­вать­ся к бу­ма­ге

41.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Возьмём про­стой же­лез­ный гвоздь, об­мо­та­ем его про­во­ло­кой и под­клю­чим её к ба­та­рей­ке (рис. 1). Мы по­лу­чим _______________________________, маг­нит­ные свой­ства ко­то­ро­го можно на­блю­дать по при­тя­же­нию к нему _____________________________________. Для опре­де­ле­ния по­лю­сов маг­ни­та можно вос­поль­зо­вать­ся маг­нит­ной стрел­кой. Так, в точке А изоб­ражённого на рис. 2 со­ле­но­и­да на­хо­дит­ся ____________________________.

 

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) по­сто­ян­ный по­ло­со­вой маг­нит

2) элек­тро­маг­нит

3) сталь­ные гвоз­ди­ки

4) алю­ми­ни­е­вые опил­ки

5) пласт­мас­со­вые скреп­ки

6) южный маг­нит­ный полюс

7) се­вер­ный маг­нит­ный полюс

42.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для того чтобы ис­сле­до­вать вли­я­ние маг­нит­но­го поля на про­вод­ник с током, соберём сле­ду­ю­щую уста­нов­ку: пря­мой про­вод­ник с током по­ме­стим между по­лю­са­ми ду­го­об­раз­но­го маг­ни­та (см. ри­су­нок). В этом слу­чае ток в про­вод­ни­ке про­те­ка­ет ______________________ маг­нит­ным ли­ни­ям маг­ни­та. При за­мы­ка­нии цепи на про­вод­ник дей­ству­ет ____________________________, и про­вод­ник будет втя­ги­вать­ся в об­ласть маг­ни­та. Для того чтобы дей­ству­ю­щая на про­вод­ник сила вы­тал­ки­ва­ла про­вод­ник с током из об­ла­сти маг­ни­та, можно пе­ре­вер­нуть ду­го­об­раз­ный маг­нит или ___________________________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) па­рал­лель­но

2) пер­пен­ди­ку­ляр­но

3) вы­тал­ки­ва­ю­щая сила

4) сила Ку­ло­на

5) сила Ам­пе­ра

6) сме­стить пол­зу­нок рео­ста­та влево

7) по­ме­нять по­ляр­ность под­клю­че­ния ис­точ­ни­ка тока

43.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для про­ве­де­ния опы­тов по изу­че­нию пла­ва­ния тел Ки­рилл ис­поль­зо­вал ста­кан с прес­ной водой, по­ва­рен­ную соль и сырое яйцо. На ри­сун­ке пред­став­ле­но по­ве­де­ние яйца в за­ви­си­мо­сти от ______________ со­ля­но­го рас­тво­ра в ста­ка­не. В ста­ка­не 3 плот­ность рас­тво­ра была _________________. При уве­ли­че­нии плот­но­сти рас­тво­ра сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на яйцо, ____________________, а вы­тал­ки­ва­ю­щая сила ________________.

 

Спи­сок слов

1) мак­си­маль­ной

2) ми­ни­маль­ной

3) кон­цен­тра­ции

4) массы

5) уве­ли­чи­ва­ет­ся

6) умень­ша­ет­ся

7) не из­ме­ня­ет­ся

44.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

Возь­мём рас­ти­тель­ное масло, сок, под­кра­шен­ный спирт и вы­со­кий ста­кан. Сна­ча­ла на­льем в ста­кан сок, затем ак­ку­рат­но по лез­вию ножа до­ба­вим рас­ти­тель­ное масло. И в по­след­нюю оче­редь, опять же по лез­вию ножа, до­ба­вим свер­ху спирт. В ре­зуль­та­те по­лу­чим три слоя раз­ных жид­ко­стей в одном ста­ка­не. Этот опыт ока­зал­ся воз­мож­ным, по­то­му что масло __________________ с соком и спир­том. Жид­ко­сти _____________________________, и слои жид­ко­стей рас­пре­де­ле­ны в со­от­вет­ствии с _________________________________.

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) не вза­и­мо­действу­ет

2) не сме­ши­ва­ет­ся

3) имеют оди­на­ко­вый объём

4) имеют оди­на­ко­вую массу

5) имеют раз­ную плот­ность

6) усло­ви­ем пла­ва­ния тел

7) за­ко­ном Гука

45.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

Для изу­че­ния элек­три­че­ских свойств стерж­ня про­ве­дём сле­ду­ю­щий опыт. Возь­мём два элек­тро­мет­ра. Один из них за­ря­дим, а дру­гой, на­о­бо­рот, раз­ря­дим (см. ри­су­нок).

Надев про­ре­зи­нен­ную пер­чат­ку, возь­мём стер­жень и со­еди­ним с по­мо­щью него шары элек­тро­мет­ров. Ре­зи­на яв­ля­ет­ся ди­элек­три­ком и вы­пол­ня­ет роль изо­ля­то­ра между стерж­нем и кожей че­ло­ве­ка, яв­ля­ю­щейся ________________________.

Если ма­те­ри­ал стреж­ня от­но­сит­ся к ________________________, то после со­еди­не­ния стерж­нем шаров элек­тро­мет­ров со­вер­шен­но ни­че­го не про­ис­хо­дит. То есть вто­рой элек­тро­метр остаётся не­за­ря­жен­ным. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что ____________________________________.

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) про­вод­ник

2) ди­элек­трик

3) ма­те­ри­ал

4) ве­ще­ство

5) про­вод­ни­ки про­во­дят элек­три­че­ский заряд

6) ди­элек­три­ки не про­во­дят элек­три­че­ский заряд

7) стер­жень элек­три­зу­ет­ся при со­при­кос­но­ве­нии

46.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

Для того чтобы вос­про­из­ве­сти опыт Эр­сте­да, к ис­точ­ни­ку тока через рео­стат под­клю­чим пря­мой про­вод­ник, возле ко­то­ро­го рас­по­ло­же­на маг­нит­ная стрел­ка (см. ри­су­нок). При за­мы­ка­нии элек­три­че­ской цепи __________________________________________________. При этом маг­нит­ная стрел­ка все­гда ______________________________________________. От­кло­не­ние стрел­ки до­ка­зы­ва­ет, что во­круг про­вод­ни­ка с элек­три­че­ским током су­ще­ству­ет ____________________________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) по про­вод­ни­ку про­те­ка­ет элек­три­че­ский ток

2) в про­вод­ни­ке на­кап­ли­ва­ет­ся элек­три­че­ский заряд

3) ори­ен­ти­ру­ет­ся па­рал­лель­но про­вод­ни­ку

4) ори­ен­ти­ру­ет­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но про­вод­ни­ку

5) по­во­ра­чи­ва­ет­ся на 180°

6) элек­тро­ста­ти­че­ское поле

7) маг­нит­ное поле

47.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

В 1831 году ан­глийский учёный М. Фа­ра­дей в своей ла­бо­ра­то­рии со­брал уста­нов­ку, упро­щённая мо­дель ко­то­рой изоб­ра­же­на на ри­сун­ке. Про­ве­дённые на этой уста­нов­ке опыты поз­во­ли­ли на­блю­дать яв­ле­ние ___________________________________________. Верх­няя ка­туш­ка под­клю­че­на к ис­точ­ни­ку элек­три­че­ско­го тока, а ниж­няя ка­туш­ка за­мкну­та на __________________________. Элек­три­че­ский ток во вто­рой ка­туш­ке воз­ни­ка­ет в мо­мент, когда про­ис­хо­дит ____________________________________________ в верх­ней ка­туш­ке.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) маг­нит­ное вза­и­мо­действие двух со­ле­но­и­дов

2) элек­тро­маг­нит­ная ин­дук­ция

3) вклю­че­ние или вы­клю­че­ние ис­точ­ни­ка тока

4) про­те­ка­ние по­сто­ян­но­го элек­три­че­ско­го тока

5) вольт­метр

6) галь­ва­но­метр

48.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

В 1832 году аме­ри­кан­ский физик Дж. Генри от­крыл яв­ле­ние, ко­то­рое можно уви­деть в экс­пе­ри­мен­те. Схема экс­пе­ри­мен­та пред­став­ле­на на ри­сун­ке. Генри ис­поль­зо­вал плос­кие ка­туш­ки из по­ло­со­вой меди, ин­дук­тив­ность ко­то­рых зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла ин­дук­тив­ность обыч­ных про­во­лоч­ных со­ле­но­и­дов. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что при на­ли­чии в цепи мощ­ной ка­туш­ки элек­три­че­ский ток при за­мы­ка­нии ис­точ­ни­ка тока до­сти­га­ет сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния ________________________, чем без ка­туш­ки. Экс­пе­ри­мен­таль­но это про­яв­ля­лось в том, что при за­мы­ка­нии цепи ____________ за­го­ра­лась рань­ше по срав­не­нию с ________________. Это яв­ле­ние в фи­зи­ке на­зы­ва­ет­ся _________________________________________.

 

Спи­сок слов

1) быст­рее

2) мед­лен­нее

3) лампа (1)

4) лампа (2)

5) ин­дук­тив­ность

6) са­мо­ин­дук­ция

7) элек­троёмкость

49.

Про­чи­тайте текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­дённого спис­ка.

В за­кры­том по­движ­ным порш­нем ци­лин­дре на­хо­дит­ся воз­дух и не­боль­шое ко­ли­че­ство топ­ли­ва. При быст­ром на­жа­тии на пор­шень воз­дух в ци­лин­дре _______________________, тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха ________________________ и топ­ли­во вос­пла­ме­ня­ет­ся (см. ри­су­нок). При быст­ром на­жа­тии на пор­шень ко­ли­че­ство теп­ло­ты от газа в ци­лин­дре не успе­ет пе­ре­дать­ся на­ру­жу, и про­ис­хо­дя­щий с воз­ду­хом про­цесс можно счи­тать ___________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) сжи­ма­ет­ся

2) рас­ши­ря­ет­ся

3) резко по­вы­ша­ет­ся

4) резко по­ни­жа­ет­ся

5) изо­хор­ным

6) адиа­бат­ным

7) изо­тер­ми­че­ским

50.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова из при­ведённого спис­ка.

В со­су­де, за­кры­том проб­кой, через ко­то­рую про­пу­щен шланг на­со­са, на­хо­дит­ся не­боль­шое ко­ли­че­ство воды. При на­гне­та­нии в сосуд воз­ду­ха дав­ле­ние в со­су­де ___________________, и проб­ка вы­ле­та­ет из со­су­да. При этом в со­су­де на­блю­да­ет­ся туман (см. ри­су­нок), так как при быст­ром рас­ши­ре­нии тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в со­су­де _____________________________. При быст­ром про­цес­се вы­ле­та­ния проб­ки теп­ло­об­мен не успе­ва­ет про­изой­ти, и про­ис­хо­дя­щий с воз­ду­хом про­цесс можно счи­тать ___________________.

 

Спи­сок слов

1) по­вы­ша­ет­ся

2) по­ни­жа­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

4) изо­хор­ным

5) адиа­бат­ным

6) изо­тер­ми­че­ским

51.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Рас­смот­рим опыт с по­ло­со­вым маг­ни­том и ка­туш­кой, за­мкну­той на ________________________________ (см. ри­су­нок). Пока маг­нит на­хо­дит­ся в покое, элек­три­че­ский ток через ка­туш­ку не про­те­ка­ет. Если вно­сить маг­нит в ка­туш­ку, то в ка­туш­ке по­явит­ся элек­три­че­ский ток, о чём сви­де­тель­ству­ет от­кло­не­ние стрел­ки при­бо­ра. При вы­не­се­нии маг­ни­та из ка­туш­ки ______________________________________________. Сле­до­ва­тель­но, воз­ник­но­ве­ние элек­три­че­ско­го тока в ка­туш­ке объ­яс­ня­ет­ся ______________________________________________ в ка­туш­ке.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) на­прав­ле­ние тока ме­ня­ет­ся на про­ти­во­по­лож­ное

2) сила тока в ка­туш­ке резко умень­ша­ет­ся

3) элек­три­че­ский ток в ка­туш­ке от­сут­ству­ет

4) на­ли­чие маг­нит­но­го поля

5) из­ме­не­ние маг­нит­но­го поля

6) вольт­метр

7) галь­ва­но­метр

52.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова из при­ведённого спис­ка.

В 1832 году аме­ри­кан­ский физик Дж. Генри от­крыл яв­ле­ние, ко­то­рое можно уви­деть в экс­пе­ри­мен­те. Схема экс­пе­ри­мен­та пред­став­ле­на на ри­сун­ке.

Генри ис­поль­зо­вал плос­кие ка­туш­ки из по­ло­со­вой меди, ин­дук­тив­ность ко­то­рых зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла ин­дук­тив­ность обыч­ных про­во­лоч­ных со­ле­но­и­дов. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что при на­ли­чии в цепи мощ­ной ка­туш­ки элек­три­че­ский ток при от­клю­че­нии ис­точ­ни­ка тока за­ту­ха­ет ________________________, чем без ка­туш­ки. Экс­пе­ри­мен­таль­но это про­яв­ля­лось в том, что при раз­мы­ка­нии цепи ____________ гасла рань­ше по срав­не­нию с ________________. Это яв­ле­ние в фи­зи­ке на­зы­ва­ет­ся _________________________________________.

 

Спи­сок слов

1) быст­рее

2) мед­лен­нее

3) лампа (1)

4) лампа (2)

5) ин­дук­тив­ность

6) са­мо­ин­дук­ция

7) элек­троёмкость

53.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Стек­лян­ная колба за­кры­та проб­кой, через ко­то­рую вве­де­на ре­зи­но­вая труб­ка. Охла­дим воз­дух, на­хо­дя­щий­ся в колбе, по­ме­стив её в снег или в хо­лод­ную воду. После этого опу­стим ре­зи­но­вую труб­ку в про­зрач­ный сосуд, за­пол­нен­ный водой, и по­вы­сим тем­пе­ра­ту­ру воз­ду­ха в колбе, на­гре­вая её ру­ка­ми (см. ри­су­нок). В про­цес­се на­гре­ва­ния колбы можно на­блю­дать, как _______________________________ ______________________________. Если на­гре­ва­ние воз­ду­ха в колбе про­ис­хо­дит до­ста­точ­но мед­лен­но, то дав­ле­ние воз­ду­ха в колбе _________________________________, и про­цесс можно счи­тать ________________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) вода ча­стич­но за­пол­ня­ет колбу

2) пу­зырь­ки воз­ду­ха вы­хо­дят из труб­ки в воду

3) остаётся рав­ным ат­мо­сфер­но­му

4) мед­лен­но по­вы­ша­ет­ся

5) адиа­бат­ным

6) изо­бар­ным

7) изо­тер­ми­че­ским

54.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти дав­ле­ния газа от за­ни­ма­е­мо­го им объёма, соберём уста­нов­ку, со­сто­я­щую из со­единённых тон­ким шлан­гом гоф­ри­ро­ван­но­го со­су­да и ма­но­мет­ра. Когда дав­ле­ние газа в со­су­де равно ат­мо­сфер­но­му, стрел­ка ма­но­мет­ра стоит про­тив ну­ле­во­го де­ле­ния. Объём гоф­ри­ро­ван­но­го со­су­да может из­ме­нять­ся. Из­ме­не­ние объёма газа свя­за­но с из­ме­не­ни­ем __________________________________________. Масса воз­ду­ха в со­су­де не ме­ня­ет­ся. В про­цес­се сжа­тия газа в со­су­де по­ка­за­ния ма­но­мет­ра _________________________. Если сжа­тие про­ис­хо­дит мед­лен­но, то про­цесс можно счи­тать _________________________.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) пло­ща­ди по­пе­реч­но­го се­че­ния со­су­да

2) вы­со­ты со­су­да

3) оста­ют­ся не­из­мен­ны­ми

4) уве­ли­чи­ва­ют­ся

5) умень­ша­ют­ся

6) адиа­бат­ным

7) изо­тер­ми­че­ским

55.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

Для изу­че­ния элек­три­че­ских свойств стерж­ня про­ведём сле­ду­ю­щий опыт. Возьмём два элек­тро­мет­ра. Один из них за­ря­дим, а дру­гой, на­о­бо­рот, раз­ря­дим (см. ри­су­нок).

Те­перь возьмём стер­жень с по­мо­щью пласт­мас­со­вой ручки и со­еди­ним стерж­нем шары элек­тро­мет­ров. Пласт­мас­са яв­ля­ет­ся ________________________ и вы­пол­ня­ет роль изо­ля­то­ра между стерж­нем и кожей че­ло­ве­ка. Если ма­те­ри­ал стреж­ня от­но­сит­ся к ________________________, то ли­сточ­ки не­за­ря­жен­но­го элек­тро­мет­ра прак­ти­че­ски мо­мен­таль­но от­кло­нят­ся от вер­ти­каль­но­го по­ло­же­ния. Это объ­яс­ня­ет­ся ____________________________________________________ между двумя элек­тро­мет­ра­ми.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний

1) про­вод­ник

2) ди­элек­трик

3) ма­те­ри­ал

4) ве­ще­ство

5) элек­три­за­ция ме­тал­ли­че­ско­го стерж­ня через вли­я­ние

6) про­те­ка­ние сво­бод­но­го элек­три­че­ско­го за­ря­да

56.

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

В целях исследования взаимодействия проводников с электрическим током А. Ампер провёл ряд экспериментов с параллельно расположенными проводниками. Ампер установил, что если по двум расположенным параллельно проводникам течёт электрический ток ___________________________, то такие проводники притягиваются. И наоборот.

На основании многочисленных опытов учёные сделали вывод, что вокруг магнита, или проводника с током, или электрически заряженной движущейся частицы существует _____________________________________. Взаимодействие постоянных магнитов Ампер объяснил, предположив существование внутри магнита _______________________ электрических токов.

 

Список слов и словосочетаний

1) в противоположных направлениях

2) в одном направлении

3) магнитные заряды

4) магнитное поле

5) электростатическое поле

6) молекулярные

7) затухающие

57.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

 

При де­мон­стра­ции свойств воз­душ­но­го кон­ден­са­то­ра (см. ри­су­нок) одна из его об­кла­док была со­еди­не­на со стерж­нем __________________________________ и за­ря­же­на, а дру­гая, при­креплённая к ручке и со­единённая с за­землённым кор­пу­сом, также ока­за­лась за­ря­жен­ной вслед­ствие яв­ле­ния _____________________________________. При вве­де­нии в про­стран­ство между пла­сти­на­ми листа плек­си­гла­са стрел­ка опу­сти­лась, по­то­му что ёмкость си­сте­мы двух пла­стин, раз­делённых ____________________________, уве­ли­чи­лась.

 

Спи­сок слов (сло­во­со­че­та­ний)

1) галь­ва­но­мет­ра

2) элек­тро­мет­ра

3) элек­тро­маг­нит­ной ин­дук­ции

4) элек­тро­ста­ти­че­ской ин­дук­ции

5) про­вод­ни­ком

6) ди­элек­три­ком

58.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

 

В XVIII в. Бен­джа­мин Фран­клин уста­но­вил элек­три­че­скую при­ро­ду мол­нии, а также со­здал и раз­ра­бо­тал прин­ци­пы эле­мен­тар­ной гро­зо­за­щи­ты (см. ри­су­нок). Он пред­ло­жил уста­нав­ли­вать __________________, ко­то­рый со­еди­ня­ли с землёй, раз­ме­щая на вы­со­ких точ­ках зда­ний. При этом ос­нов­ную роль иг­ра­ли яв­ле­ние _________________________________ ме­тал­ли­че­ских ча­стей кон­струк­ции и _________________________________ элек­три­че­ско­го поля вб­ли­зи острия.

 

Спи­сок слов (сло­во­со­че­та­ний)

1) гро­мо­от­вод

2) изо­ля­тор

3) элек­три­за­ции

4) элек­тро­маг­нит­ной ин­дук­ции

5) вы­со­кая на­пряжённость

6) ко­рот­кая длина волны

59.

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ведённого спис­ка.

 

При де­мон­стра­ции свойств воз­душ­но­го _________________________ одна из его об­кла­док была со­еди­не­на со стерж­нем элек­тро­мет­ра и за­ря­же­на, а дру­гая, при­креплённая к ручке и со­единённая с за­землённым кор­пу­сом, _________________________ вслед­ствие яв­ле­ния элек­тро­ста­ти­че­ской ин­дук­ции (см. ри­су­нок). При вве­де­нии в про­стран­ство между пла­сти­на­ми листа плек­си­гла­са стрел­ка опу­сти­лась, по­то­му что ёмкость си­сте­мы двух пла­стин, раз­делённых ди­элек­три­ком, _________________________.

 

Спи­сок слов (сло­во­со­че­та­ний)

1) ак­ку­му­ля­то­ра

2) кон­ден­са­то­ра

3) ока­за­лась за­ря­жен­ной

4) оста­лась ней­траль­ной

5) уве­ли­чи­лась

6) умень­ши­лась